Руководство по подбору вилки для трюкового самоката

Руководство по подбору вилки для трюкового самоката (с примерами из Fox Pro)

Вилка, при поверхностном обзоре экстремального самоката, зачастую не вызывает у обывателя ощущения сложности или уникальности. Деталь как деталь- держит колесо, крутится в деке, наверное приварена к рулю и исполняет роль «крепежной трубы». Но несмотря на кажущуюся простоту- это одна из наиболее важных деталей в самокате.


Почему же выбор правильной вилки для своего комплита так важен? Первая причина кроется в опасности поломки детали. Вилка отвечает за переднее колесо самоката, и любые приключения с ним грозят опасным падением райдера. «Вилка ломается один раз». Если ломаются перья- самокат без переднего колеса вместе с райдером моментально вспахивает любую поверхность, находящуюся впереди. Если же ломается шток- руль самоката остается в руках райдера, а дека продолжает движение в неопределенном направлении.  Поэтому поломка вилки- одна из самых травмоопасных.


Но задача вилки- не ломаться. Она должна надежно держать ось переднего колеса, не изгибаться под боковыми нагрузками (в том числе и от пег), держать собой рулевую самоката. Кроме этого- грамотно подобранной вилкой можно изменить баланс, направление стиля самоката (парк, стрит), приподнять или опустить руль.


Для начала- рассмотрим вилки для самоката относительно материала изготовления. Материалов, используемых на данный момент в индустрии всего два- сталь (обычно хром-молибденовый сплав) и алюминий.


Сталь- отсылка к классическому способу изготовления вилок. Из стали выполнены вилки как на гражданских, так и на BMX велосипедах. Впрочем, в подавляющем большинстве колесного мото-транспорта используется именно сталь.
Для этого существует множество причин- сталь распространена, хорошо варится, достаточно легко обрабатывается и обладает отличной стойкостью. Один недостаток- вес.


Стальные вилки- самые простые в мире экстремального самоката. Зачастую они скопированы с «гражданских» аналогов почти без изменений. Заранее изготовленные перья вилки привариваются к штоку, или же перья имеют составную конструкцию с несколькими швами.


Слабое место - сварные швы. Под действием перегрузок, вибраций и ударов швы трещат и вилка раскладывается на составные части. При этом сами шток и перья могут быть в идеальном техническом состоянии.


 Конечно, качество таких соединений напрямик зависит от производителя. Стальные вилки используются в самокатах Fox Pro в серии RAW. Сварка выполнена полуавтоматическим аппаратом в инертной среде, что позволяет соединять детали без полостей, пузырей и других недостатков. Перья вилки усилены ребрами жесткости для предотвращения подгибов при неправильном приземлении с уклоном в одну сторону. Шток и перья выполнены из хром-молибденового сплава 4130- одного из наиболее выносливых на появление трещин и изломов. Запаса прочности данной вилки хватит чтобы пережить неудачные попытки новичка и без приключений дожить до более серьезной замены. 


Одна характерная особенность стальных вилок – резьба на штоке. Это не что иное, как часть компрессии рулевой. Сталь, в отличие от алюминия, позволяет нарезать резьбу, способную выдержать компрессию и не искривиться из-за воздействия руля и хомута. Об особенностях компрессии на разных вилках я расскажу чуть позже.

Теперь перейдем к более прогрессивному материалу - алюминий.

Вилки, изготовленные из алюминиевого сплава (обычно 60ХХ серии, бывают 70ХХ)- стандартная деталь боевой машины уровня «про». Хотя, конечно, бывают и исключения.


Преимущества алюминия - меньший вес, более легок в обработке, возможность изготовления детали из цельного куска металла (one-piece, или моноблок). Появление алюминия позволило снизить вес вилки примерно с 400 до 200 грамм. А это в свою очередь серьезно влияет на тяжесть вращения руля, управляемость самоката, сдвигает точку вращения деки дальше от рулевой колонки.


Однако за все надо платить: стойкость алюминия гораздо меньше чем стали. Отсюда- повышенные требования к толщине стенок, необходимость просчета геометрии перьев. Несоблюдение тех. процесса и чрезмерное стремление производителей уменьшить вес своих изделий может привести к тому, что алюминиевая вилка сломается гораздо быстрее, чем стальная. К тому же- алюминий мягче, и поэтому деталь можно погнуть, если приложить чрезмерную динамическую нагрузку (швыряние самоката об асфальт, прыжки с большой высоты).


Алюминиевая вилка в 99% случаев ломается в штоке, чуть выше рулевой колонки. Руль, зажатый хомутом, действует как рычаг, и неизбежно гнет конец штока в разные стороны. Это приводит к усталости, трещинам и в конце концов - поломке.
Тем не менее – грядущую поломку можно предвидеть, если внимательно следить за своим самокатом. Сильный треск из рулевой – сигнал наличия песка в подшипниках. Или же шток тянет подшипники от оси вращения, медленно расшатывает компрессию, и продолжает гнуться больше и больше. Так же рулевую становится очень трудно правильно затянуть - она либо люфтит, либо не крутится и ужасно трещит. Крышка рулевой при задатках излома крутится криво, может задевать стакан деки. На последних этапах становится заметно, что руль при вращении бьет, а угол наклона стакана начинает стремиться к нулю.


И все же - заметить начало излома очень сложно. Если вы заметили трещину глазом - считайте что деталь уже мертва и кататься на ней - очень опасно.


В линейке комплитов Fox Pro, алюминиевые вилки стоят на Luck, Shark, Judge и Horse. В обновленной линейке Raw 2015-го года на самокаты так же стали устанавливать новые облегченные ALU вилки, вместо стальных. Все вилки Fox Pro- моноблоки, изготовленные с помощью CNC. Толщина стенок позволяет штоку выдерживать огромные нагрузки. При этом вес детали составляет всего 300-350 грамм в зависимости от модели. На конце штока- интегрированный якорь. Никаких ромашек и дополнительных деталей - компрессионный болт от SCS или IHIC вкручивается прямо в вилку. Перья имеют углубления по осям для надежной установки пег. Вместо привычных осей, все ALU вилки Fox Pro (кроме линейки RAW), комплектуются стальными болтом с гайкой - что позволяет не гнуться осям при использовании пег.

Итак, теперь вы представляете, что такое вилка для самоката и из чего она сделана. Но как сделать выбор среди всего многообразия моделей? Почему вилки отличаются по дизайну, по весу? Какую вилку брать если хочется покататься на 125мм колесах? Подойдет ли вилка к моему рулю или к моей деке?

Попытаюсь рассказать все тонкости, не впадая в крайности. Для начала - основы правильного подбора вилки.

Какие бывают «размеры» вилки по штоку:
Все вилки для самоката имеют одинаковый диаметр штока. Диаметр штока определяет размерность рулевой. Размерность тоже всегда одинаковая- 1’ 1/8.  Длинна штока - зависит типа компрессии.

Совместимость рулей, дек и вилок разных фирм:
ЛЮБУЮ ВИЛКУ МОЖНО ПОСТАВИТЬ НА ЛЮБУЮ ДЕКУ И РУЛЬ. Это факт. Другой вопрос- сколько усилий придется приложить. Вилку можно переделать под любой тип компрессии- SCS, ICS, или HIC. Правда, иногда только в одну сторону. Вилка может не подойти к деке только в паре редких случаев- большая высота стакана оставляет мало штока над рулевой, и хомуту просто не за что ухватиться. Актуально только для вилок под SCS и чаще всего бывает, когда владелец отпилил лишнего от штока или же плотно подгонял размер под старую доску. Второй случай- перья вилки упираются в стакан или цепляют вынос деки. Встречается еще реже: на деках с большим углом наклона стакана и неудачным выносом. Ну а встречу перьев со стаканом часто можно исправить проставкой под опорное кольцо.
С рулями вообще все просто. Внутренний диаметр руля либо равен диаметру штока, либо требует проставки- для HIC или IHic, которая должна быть в комплекте, т.к. используется в компрессии.


Совместимость различных компрессий и вилок:
Вот тут могут быть сложности. Чтобы их избежать- смотрите таблицу возможных сборок и переходов.

 

Тип вилки

Тип компрессии

SCS

ICS

HIC (iHIC)

Резьба

Стальная

V

V

V

V

ALU

V

V

V

 

X

Сталь с резьбой

X

 

V

V

 

 


Примечания:
Сталь с резьбой- стальные вилки с резьбой на штоке.

Зеленый цвет- длинна штока вилки не меняется при переходе.

Желтый цвет- переход возможен только от зеленого к желтому (отпил штока)

Белый цвет- переход на компрессию невозможен.
Переход с HIC (iHIC) на ICS в теории возможен для любой вилки. Однако ICS по стандарту требует более длинного штока, поэтому могут быть несовместимости.

Пояснения по вилкам с резьбой на штоке:
Алюминиевые вилки с резьбой бывают только при гибридных компрессиях (гайка с контргайкой и стопором, гайка+iHic и тп). Кроме этого, резьба на алюминиевом штоке быстро деформируется, что делает резьбовую компрессию поодиночке малоэффективной. Поэтому такие вилки почти не встречаются и их нет в таблице.


Стальные вилки с резьбой- не рекомендую переводить на другую компрессию вообще. На SCS переводить категорически неправильно, так как резьба деформирует хомут и в то же время шток не рассчитан на такую нагрузку. Остальные случаи возможны, но на мой взгляд не оправдывают усилий.

Можно ли установить колеса другого диаметра на вилку?
Производитель закладывает расчет прочности вилки под определенный размер колеса самоката, принимая во внимание максимальную нагрузку и класс аппарата - от новичка до про. В прошлом, поставить 110мм колеса вместо 100мм было большой проблемой - перья стальных вилок гнулись вбок от увеличения нагрузки и прямых вмешательств в геометрию. Традиционно, новички катаются на 100мм (меньше вес, меньший эффект гироскопа, самокат легче управляем). Переход на 110мм означал замену вилки, за которой тянулись рулевая, компрессия и даже руль.  О 125мм на заре кикскутера никто и не мечтал. Современные вилки Fox Pro обладают серьезным запасом прочности, что позволяет ставить 110мм без риска поломки. Аналогично переход с 110 на 100мм абсолютно безопасен. А вот чтобы поставить 125мм- придется купить вилку Horse, так у других экземпляров колеса просто не поместятся.


Легкая или тяжелая? Вес или надежность? Почему иногда специально ставят тяжелую вилку, а почему облегченную?

Все зависит от стиля катания райдера. Легкие самокаты всегда используются в стриту: тут надо высоко прыгать, выполнять трюки быстро и точно. К тому же часто условия катания гораздо суровей чем в оборудованных скейт-парках. Парковые машины- более мощные и тяжелые. В парке нужен контроль, самокат должен быть стабильным при затяжных вылетах, терпеть ошибки райдера на любых приземлениях.  В первую очередь вилку выбирают по этому критерию.

Но всегда есть «но»:
Легкие детали- легче крутить. Поэтому физически слабые райдеры жертвуют надежностью ради легкости исполнения трюков в парке.


Тяжелые детали- тяжелей сломать. Поэтому суровые стритеры ставят тяжелые, но крепкие детали ради повышения надежности.

Кроме стиля катания, нельзя забывать о стаже и индивидуальном стиле самого райдера. «Про» ломает деталь- потому что умеет кататься, а «новичок»- потому что не умеет.


Новичок не умеет приземляться мягко, редко умеет обслуживать самокат и еще реже- знает как распознать нависшую поломку. Поэтому высококачественная облегченная вилка может сломаться очень и очень быстро-  за несколько месяцев небрежного и грубого катания. Следовательно, деталь новичка должна быть максимально надежной и выносливой. А когда появится опыт- перейти на более изящные детали.


Ну а если профессионал будет кататься на деталях для начинающих- ломаться они будут еще быстрее. В ходе прогресса трюки становятся сложнее,  вылеты- выше, ступеньки- больше. Детали для новичков просто не рассчитаны на такие пиковые нагрузки, и поэтому не смогут продержаться долго.


Что такое «оффсет» вилки?
Оффсет- расстояние, на которое ось колеса смещена вперед относительно оси вращения вилки. Простым языком- насколько колесо «смотрит вперед». В основном используется 2 типа- нулевой оффсет и 10 мм.
Наличие оффсета у вилки говорит о том, что она делает самокат более устойчивым, уменьшает вероятность «споткнуться» при катании, увеличивает базу самоката. Оффсет вместе с углом наклона дает правильную геометрию нагрузок и увеличивает комфортность катания.


Нулевой оффсет- положение колеса «по центру». Вилка не смещает колесо вперед, база самоката уменьшается, увеличивается склонность к «нырянию». Однако нулевой оффсет дает серьезное преимущество тем, что уменьшает эффект гироскопа при быстром вращении колеса и исполнении таких трюков как барспин. На нулевых вилках при прокруте руля в воздухе самокат не стремится ерзать вперед-назад, дека более стабильная, трюк более плавный и легкий. Уменьшение базы дает в свою очередь увеличение маневренности самоката, уменьшение радиуса разворота.

Существует так же понятие «отрицательный оффсет», когда райдер разворачивает вилку на 180 градусов и катается оффсетом назад. Такое положение дает преимущество при балансе на переднем колесе, появляется место для футджемов, еще больше уменьшает радиус разворота. Однако о стабильности речи быть не может.

 

 

 

 

За подробную статью приносим огромную благодарность магазину Велокиндер

 

Создать сайт
бесплатно на Nethouse